Монголо-татарское
нашествие прервало подъем русской
культуры. Разрушение городов, утрата
традиций, исчезновение художественных
направлений, уничтожение памятников
письменности, живописи, зодчества —
удар, от которого отправились
только к
середине XIV
в. В идеях и образах русской культуры
XIV—
XVI
вв. отразились настроения эпохи —
времени решающих успехов в борьбе за
обретение независимости, свержение
ордынского ига, объединение вокруг
Москвы, формирование великорусской
народности. Память о процветающей и
счастливой стране, какой осталась в
сознании общества Киевская Русь , хранила
в первую очередь литература. Летописание
оставалось ее важнейшим жанром, оно
возродилось во всех землях и княжествах
Руси. В начале XV
в. в Москве был составлен первый
общерусский летописный свод — важное
свидетельство прогресса в деле объединения
страны. С завершением этого процесса
летописание, подчиненное идее обоснования
власти московского князя, а затем и
царя, приобрело официальный характер.
В царствование Ивана IV
Грозного (70-е гг. XVI
в.) был составлен иллюстрированный
«Лицевой летописный свод» в 12 томах,
содержащий более полутора десятков
тысяч миниатюр. В XIV—XV
вв. излюбленной темой устного народного
творчества становится борьба Руси с
«неверными». Складывается жанр
исторической песни («Песня о Щелкане»,
о битве на Калке
и др ). В
исторических песнях отразились и
важнейшие события XVI
в. — казанский поход Ивана Грозного,
опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа
в Куликовской битве 1380г. породила цикл
исторических повестей, из которых
выделяются «Сказание о Мамаевом побоище»
и вдохновенная «Задонщина» (ее автор
Софоний Рязанец использовал образы и
отрывки «Слова о полку Игореве»).
Создаются жития святых, в XVI
в. они объединяются в 12-томный свод
«Великих Четий-Миней». В XV
в. описывает свое путешествие в Индию
и Персию тверской купец Афанасий Никитин
(«Хожение за три моря»). Уникальным
литературным памятником остается
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
— история любви муромского князя и его
жены. По-своему замечателен «Домострой»,
гринадлежа-щий перу духовника Ивана
Грозного Сичьвестра — книга о ведении
хозяйства, воспитании и обучении детей,
роли женщины в семье. В конце XV—XVI
в. литература обогащается блестящими
произведениями). В 1564—1577гг. обмениваются
гневными посланиями Иван Грозный и
князь Андрей Курбский. В
которых они спорят о том какая форма
правления лучше самодержавная или
совместно с народом. Отметим,
что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым
была издана первая русская печатная
книга — «Апостол». В зодчестве XIV—XVI
вв. тенденции исторического развития
Руси—России отразились с особой
очевидностью. На рубеже XIII—XIV
вв. возобновляется каменное строительство
— в Новгороде и Пскове, менее других
пострадавших от ордьшского ига. Политика
властно вторгается в искусство, требуя,
чтобы оно было хранителем независимости,
с которой столь успешно борется
объеди-нительница Москва. Признаки
стольного города единого государства
она накапливает постепенно,
но последовательно. В 1367г. возводится
белокаменный Кремль, в конце XV—
начале XVI
в. ставятся новые краснокирпичные стены
и башни. Их возводят выписанные из Италии
мастера . К тому времени на территории
Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти
уже возведен Успенский собор (1479),
выдающийся архитектурный памятник.
Рядом с еще одной работой итальянских
мастеров — Грановитой палатой (1487—1489)
— псковские мастера строят Благовещенский
собор (1484—1489). За
Кремлевской стеной на Красной площади
в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани
возводят девятиглавый Покровский собор
(храм Василия Блаженного), увенчанный
высокой многогранной пирамидой —
шатром. Эта деталь дала название
«шатровый» архитектурному стилю,
возникшему в XVI
в. (церковь Вознесения в Коломенском,
1532). Ревнители старины борются с
«возмутительными новшествами», но их
победа относительна: в конце века
стремление к пышности и красоте
возрождается. Живопись второй половины
XIV—XV
столетия — это золотой век Феофана
Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи
новгородских (Спас на Ильине) и московских
(Благовещенский собор) храмов Феофана
Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас»
и др.) обращены к Богу, но рассказывают
о человеке, его душе. Живопись, оставаясь
по темам, образам, жанрам (настенные
росписи, иконы) глубоко религиозной,
обретает человечность, мягкость.
|