Вопрос №16. Основные черты развития русской культуры в 15 -16 веке. - Администратор - Каталог статей - МТКП
Гость | "Гости"
 Главная | Пройти регистрацию | Вход 

Главная » Статьи » Администратор

Вопрос №16. Основные черты развития русской культуры в 15 -16 веке.

Монголо-татарское нашествие прервало подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, от которого отправились только к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIVXVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь , хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIVXV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке и др ). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. — казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — история любви муромского князя и его жены. По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра — книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XVXVI в. литература обогащается блестящими произведениями). В 1564—1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. В которых они спорят о том какая форма правления лучше самодержавная или совместно с народом.
Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
В зодчестве XIVXVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIIIXIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV— начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера . К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мастера строят Благовещенский собор (1484—1489). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555— 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIVXV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает человечность, мягкость.

Рассказать друзьям:
Категория: Администратор | Добавил: m0on1ight (22 Июнь 2011)
Просмотров: 19311 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 noygymtkhqct   (04 Сентябрь 2014 02:59:06)
Die Erfahrungen vom 0 Jannuar 2014

dobraj ranicy

Sie lieben die Verschönerung mittels Operation?
bester schönheitschirurg
Niemand operiert besser Brustverkleinerung
Warum also dauernd suchen?

Laden Sie die Femmestyle Webseite und bekommen Sie sämtliche Informationen über

http://www.femmestyle.de/ - Fettabsaugung Forum
Ein toller Tip von tortenfischmauifemmealledomains 428
gxis revido

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]