Культура
Древней Руси — явление уникальное. ».
Ученые отмечают открытость и сплоченность
древнерусской
культуры. Взаимодействие наследия
восточных славян с византийскими и,
следовательно, античными традициями
создало самобытную
культуру.
Время его формирования и первого расцвета
— 10
— первая половина 13
в. (домонгольский период).Отметим прежде
всего влияние крещения Руси на
историко-культурный процесс. Христианство
стало государственной религией Киевской
Руси в 988г., в княжение Владимира I Святого
(980—1015). Княжеская власть получила в
новой религии и исповедовавшей ее церкви
надежную опору — духовную и политическую.
Государство укреплялось, а вместе с ним
преодолевались межплеменные различия.
Единая вера давала подданным государства
новое ощущение единства и общности.
Постепенно складывалось общерусское
самосознание — важный элемент единства
древнерусской народности. Христианство
с его единобожием, признанием Бога
источником власти и порядка в обществе
внесло серьезный вклад в закрепление
складывавшихся в Киевской Руси феодальных
отношений. Крещение Руси превратило
ее в равного партнера средневековых
христианских государств и тем самым
усилило внешнее положение в тогдашнем
мире. Наконец, о духовном и культурном
значении принятия христианства. Оно
огромно. На Русь из Болгарии и
Византии.пришли богослужебные книги
на славянском языке, возросло число
тех, кто владел славянской письменностью
и грамотой. Непосредственным следствием
крещения Руси стало развитие живописи,
иконописи, каменного и деревянного
зодчества, церковной и светской
литературы, системы образования.
Православие, приобщив Русь к древней
греко-римской и христианской традиции,
стало вместе с тем одним из факторов,
предопределивших особенности
экономической, социальной, политической,
религиозной, культурной, духовной
истории нашей страны. Языческая
древность сохранилась прежде всего в
устном народном творчестве — фольклоре
(загадки, заговоры, заклинания, пословицы,
сказки, песни). Особое место в исторической
памяти народа занимали былины —
героические сказания о защитниках
родной земли от врагов. Народные сказители
воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни
Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы
Селянино-вича и других былинных богатырей
(всего в былинах действуют более 50
главных героев). К ним обращают они свой
призыв: «Вы постойте-тко за веру, за
отечество, вы постойте-тко за славный
стольный Киев-град!» Интересно, что в
былинах мотив защиты отечества дополнен
мотивом защиты христианской веры.
Крещение Руси было важнейшим событием
в истории древнерусской культуры. С
принятием христианства началось быстрое
развитие письменности. Уровень
грамотности в Древней Руси был по меркам
средневековья весьма высок. Доказательства:
берестяные грамоты (их археологи
обнаружили в середине XX в. в Великом
Новгороде), надписи на стенах соборов
и ремесленных изделиях, деятельность
монастырских школ, богатейшие книжные
собрания Ки-ево-Печерской лавры и
Софийского собора в Новгороде и
др. Бытовало мнение, что древнерусская
культура была «немой» — она, как полагали,
не имела самобытной литературы. Это не
так. Древнерусская литература представлена
различными жанрами (летописание, жития
святых, публицистика, поучения и путевые
заметки, замечательное «Слово о полку
Игореве», ), Древнейшая из дошедших до
нас летописей — «Повесть временных
лет» — создана около 1113г. монахом
Киево-Печерской лавры Нестором. Из
произведений ораторско-публицистического
жанра выделяется «Слово о Законе и
Благодати», созданное Иларионом, первым
русским по происхождению митрополитом,
в середине XI в. Это размышления о власти,
о месте Руси в Европе. Замечательно
«Поучение» Владимира Мономаха, написанное
для сыновей. Князь должен быть мудр,
милосерден, справедлив, образован,
снисходителен и тверд в защите слабых.
Силы и доблести, верного служения стране
требовал от князя Даниил Заточник, автор
блестящего по языку и литературной
форме «Моления». Искусство Древней
Руси — это в первую очередь архитектура
и живопись. Византийские традиции
каменного зодчества пришли с христианством.
Величайшие постройки XI—XII вв. (погибшая
в 1240 г. Десятинная церковь, соборы,
посвященные Святой Софии, в Киеве,
Новгороде, Чернигове, Полоцке) следовали
византийским традициям. Первые иконы
пришли на Русь из Византии, но русские
мастера быстро овладели строгими
законами иконописи. Почитая традиции
и старательно учась у византийских
учителей, русские зодчие и живописцы
проявляли удивительную творческую
свободу: древнерусская архитектура и
иконопись более открыты миру, жизнерадостны,
декоративны, чем византийские. К середине
XII в. стали очевидны и различия
художественных школ Влади-миро-Суздальской,
Новгородской, южнорусских земель.
Радостные, легкие, пышно украшенные
владимирские храмы (Успенский собор во
Владимире, церковь Покрова на Нерли и
др.) контрастируют с приземистыми,
основательными, массивными церквями
Новгорода (церкви Спаса на Нередице,
Параскевы Пятницы на Торгу и др.).
Новгородские иконы «Ангел Златые Власы»,
«Знамение» отличаются от написанных
владимиро-суздальскими мастерами икон
«Дмитрий Солунский» или «Боголюб-ская
Божья Матерь». К числу величайших
достижений древнерусской культуры
относится и художественное ремесло,
или узорочье, как его называли на Руси.
Золотые украшения, покрытые эмалью,
изделия из серебра, выполненные в
техниках скани, зерни или черни, узорчатый
декор оружия — все это свидетельствует
о высоком мастерстве и вкусе древнерусских
ремесленников.
|