Предпосылки
и трудности реформ. Принимая в ночь с
11 на 12 марта 1801 г. власть над Россией,
новый царь ясно понимал, что она нуждается
в преобразованиях. Два ключевых вопроса,
которые России предстояло решать в XIX
в., были поставлены в повестку дня уже
в начале столетия, — о крепостном праве
и о самодержавии. Крепостничество и
самодержавие казались императору,
воспитанному на идеях Просвещения,
опасными
и вредными
пережитками прошлого
. Он говорил о конституции, даровании
свободы крестьянам, просвещении народа
. Но
был ли Александр I готов к осуществлению
этих планов? Готово ли было общество?
Большинство историков на эти вопросы
отвечают отрицательно. Личные качества
царя — осторожность, склонность к
актерству, равнодушие к судьбам
сподвижников — не
соответствовали требованиям, которые
история предъявляет к монарху-реформатору.
Что касается общества, то Александру I
не раз приходилось отступать под
давлением консервативных настроений.
Он получил престол в результате дворцового
переворота, о котором он знал и жертвой
которого был
его
отец — император Павел I. Убит заговорщиками
был и его дед император Петр III. Он знал,
что конституционные замыслы, планы
освобождения крестьян дворяне
примут
эти
намерения
отрицательно
. Императору докладывали о едва ли не
всеобщем ликовании по поводу отставки
его ближайшего помощника М. М. Сперанского.
Реформы шли рывками, то ускоряясь, то
замирая — в зависимости от настроения
царя, разрывавшегося между желанием
что-то изменить и стремлением сохранить
сложившееся положение между Сперанским
и Аракчеевым. Но трудности были связаны
не только и не столько с личными
особенностями Александра I. Существовали
объективные противоречия: между
намерением ограничить самодержавие и
необходимостью сделать это при помощи
самодержавного государства; между
желанием освободить крестьян и
невозможностью задеть интересы
дворянства; между потребностью в реформах
и опасностью социального взрыва,
вызванного реформами. В преобразованиях
царствования Александра I выделяют
несколько этапов. 1801—1803гг. Этот этап
связан с деятельностью Негласного
комитета, не имевшего официального
статуса кружка молодых друзей царя П.
А. Строганова, Н. Н. Новосильцева, В. П.
Кочубея и А. Чарторыйского. Обсуждались
три вопроса — крестьянский, о реформах
государственного аппарата и о мерах в
области просвещения: — указ о «вольных
хлебопашцах» (1803) разрешил помещикам
отпускать на волю крестьян с землей и
за выкуп (этим указом смогли воспользоваться
не более 0,5% крепостных); — в 1802 г. вместо
коллегий были учреждены восемь (позднее
двенадцать) министерств. Министров
назначал царь, вводился принцип
единоначалия, призванный повысить
эффективность центральных органов
управления; — указом 1803 г. вводилась
единая система учреждений образования:
одноклассные сельские училища,
трехклассные уездные училища, шестиклассные
губернские гимназии, университеты.
Устав 1804 г. давал университетам широкую
автономию, запрещал властям и полиции
вмешиваться в дела университетов; —
в 1804 г. был принят самый либеральный в
истории России цензурный устав. С
осени 1803 г. значение Негласного комитета
стало падать, в 1805—1807 гг. внимание царя
занимала
главным образом внешния
политика
(войны с Наполеоном). 1809—1812 гг. Этот
этап связан с деятельностью Сперанского,
занявшего должность статс-секретаря и
своим возвышением обязанного лично
монарху . По проекту Сперанского
предполагалось: —
осуществить принцип разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную; — создать систему
представительных учреждений — выборных
волостных, окружных, губернских дум,
которую венчала бы Государственная
дума, высший законодательный орган
страны; — функции высшей судебной
инстанции передать Сенату; — уточнить
функции и порядок деятельности
министерств, усилить их ответственность
как высших органов исполнительной
власти; — учредить Государственный
совет — совещательный орган при
императоре — у императора оставалась
вся полнота исполнительной власти, он
обладал исключительным правом
законодательной инициативы, мог
распускать Государственную думу,
назначал членов Государственного
совета; — разделить все население
России на три сословия — дворянство,
«среднее состояние» (купцы, горожане,
государственные крестьяне), «народ
рабочий» (крепостные крестьяне, прислуга,
мастеровые). Все сословия обретали
гражданские права, а первые два —
политические права (в частности,
избирательное право). Вопрос об отмене
крепостного права не рассматривался,
реформу предполагалось завершить к
1811г. Из предложенных Сперанским мер
осуществлена была одна — в 1810 г. создан
Государственный совет. Сам Сперанский
в начале 1812 г. был сослан в Нижний
Новгород. Сопротивление дворянства и
чиновничества его
проектам
было действительно ожесточенным.
1818—1820 гг. Это были последние попытки
обсуждения крестьянского вопроса и
вопроса о государственном правлении:
—
в 1818 г. царь поручил Н. Н. Новосильцеву
разработать конституцию для введения
ее в России. К 1820 г. была готова Уставная
грамота Российской империи. Согласно
этому проекту, Россия становилась
федерацией, вводились гражданские права
и свободы и ограниченное народное
представительство. Учреждалась
конституционная монархия;
— в 1818
г. Александру I был подан подготовленный
по его поручению проект отмены крепостного
права. Его разработал ближайший сподвижник
последнего десятилетия его царствования
А. А. Аракчеев. Оба проекта остались
секретными, к их реализации Александр
I даже не приступил. •_ В 1820— 1821 гг.
восторжествовал реакционный курс,
обычно называемый аракчеевщиной. С
планами реформ было покончено. Помещикам
подтвердили право ссылать крестьян в
Сибирь. Расширялись военные поселения,
созданные в 1815—1819гг. Поселяне должны
были соединять военную службу с
земледельческим трудом. Военные поселения
стали своеобразным символом последнего
периода царствования Александра I. 19
ноября 1825 г. царь умер. 25 декабря члены
Северного тайного общества привели
солдат на Сенатскую площадь, требуя
конституцию, представительное правление,
гражданские свободы, — то, о чем мечтал
при вступлении на престол Александр I.
Это совпадение не случайно. Среди
важнейших предпосылок возникновения
тайных обществ реформаторские замыслы
власти занимали далеко не последнее
место. Отказ от преобразований породил
раскол между передовым обществом и
властью — раскол, ставший одним из
важных факторов российской истории XIX
и XX вв.
|